АО «УВЗ-Транс» в настоящее время является эксклюзивным дистрибьютером запасных частей производства АО «НПК «Уралвагонзавод», а также лицензиатов, освоивших производство по нашей конструкторской документации. Мы отчетливо осознаём всю степень ответственности за безопасность движения, поэтому АО «УВЗ-Транс» как никто другой заинтересовано, чтобы на рынке ремонта грузовых железнодорожных вагонов применялись и эксплуатировались оригинальные детали со знаком качества мирового лидера вагоностроения и его надёжных партнёров.
Также, по согласованию с материнской компанией АО «УВЗ-Транс» взяло на себя функции контроля и проверку качества ремонта грузовых вагонов производства АО «НПК «Уралвагонзавод», которые осуществляются в соответствии с заключёнными договорами между разработчиком ремонтной документации ООО «УКБВ» и авторизованными вагоноремонтными предприятиями на соответствие указанной документации и условиям авторизации. Поэтому в АО «УВЗ-Транс» определили стратегию и концепцию «Барьер для контрафактной продукции» и первыми шагами практической реализации данной стратегии явились выездные проверки вагоноремонтных предприятий или, говоря железнодорожным языком, «работа в поле».
Хочется отметить, всё больше владельцев грузового подвижного состава положительно оценивают такую работу. Собственник, несомненно, хочет и должен быть уверен, что помимо того, что вагоны поддерживаются в технически исправном состоянии и на них устанавливаются 100% оригинальные запчасти, его вагоны максимально эффективно эксплуатируются, приносят ежедневный доход. Риск аварий или отцепок у таких «проверенных» вагонов существенно ниже. Более того, в соответствии с ПТЭ железных дорог России, ответственными за содержание и исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава являются их владельцы.
В этом направлении АО «УВЗ-Транс» также поддерживает ОАО «РЖД» в части Управления вагонного хозяйства. Оно видит в выстроенной АО «УВЗ-Транс» системе контроля эффективный инструмент, который позволяет на ранней стадии не допустить и устранить возникновение крупных аварий на железной дороге, нередко сопровождающихся человеческими жертвами. ОАО «РЖД» крайне беспокоит тот факт, что в ходе таких проверок уже выявлено около 2000 отремонтированных вагонов, для которых не была проведена 100% смена деталей в соответствии с нормативными и регулирующими документами и правилами авторизации.
Проверки вагоноремонтных предприятий проводятся АО «УВЗ-Транс» совместно с ООО «УКБВ» строго по графику, который разрабатывается на основе анализа деятельности предприятий вагоноремонтного комплекса, согласовывается и утверждается ежеквартально. В случае нарушения вагоноремонтным предприятием требований Положения об авторизации, АО «УВЗ-Транс» вправе инициировать отзыв Свидетельства о подтверждении проведения авторизации на право производства ремонта полувагонов модели 12-196-01, 12-196-02 и тележек модели 18-194-1.
Таким образом, в рамках исполнения плановых мероприятий в период 2022 г. и пяти месяцев 2023 г. специалистами АО «УВЗ-Транс» и ООО «УКБВ» проведены совместные проверки 53 вагоноремонтных предприятий, принадлежащих различным собственникам по выполнению требований нормативно – технической документации (НТД), обеспечению качества выполнения деповского ремонта полувагонов моделей 12-196-01, 12-196-02 и других грузовых вагонов на тележках модели 18-194-1, а также использования оригинальных запасных частей.
Итогом проведения проверок вагоноремонтных предприятий специалистами АО «УВЗ-Транс» стало следующее:
- отозвано/приостановлено Свидетельство об авторизации (7 фактов);
- запрещено использование шаблонов и инструментов (5 фактов);
- использование контрафактной продукции (33 факта);
- направлено на переработку/доработку технологических процессов (61 факт);
- направлены работники на переаттестацию (45 человек);
- направлены на повторный ремонт отремонтированные вагоны, предъявленные комиссии (71 вагон);
- направлены в ТОР/внеплановый ДР вагоны из-за нарушения требований НТД (1919 вагонов).
Специалисты компании, осуществляя проверки и выявляя «нездоровые» вагоны, выписывают своеобразный «рецепт» каждому «больному» вагону, вынуждая причастные вагоноремонтные предприятия отлавливать и осматривать такие вагоны комиссионно с представителями инфраструктуры ОАО «РЖД», составлять акты и проводить фотофиксацию тех или иных неисправностей.
Возвращаясь к вопросу использования контрафакта, стоит отметить, что АО «УВЗ-Транс» сравнительно недавно была принята стратегия акцентированной борьбы с данной проблемой, но за три года своей работы уже наработало большой опыт выявления противоправных схем использования контрафактных деталей. И это не только выявление фактов изготовления деталей «гаражным кооперативом» и установка этих «самопальных» деталей под вагон. Например, одним из самых распространенных явлений в последнее время стала массовая подделкой паспортов качества на поставляемую продукцию на ремонтные предприятия. Выглядит это следующим образом. Сотрудники АО «УВЗ-транс» проверяют вагоноремонтное предприятие. При сверке паспортов качества установленных деталей выясняется, что точно такие же детали с одинаковыми номерами, с такой же датой приемки ОТК были установлены на другом предприятии, которое сотрудники АО «УВЗ-Транс» проверяли чуть ранее. Или, например, выясняется, что деталей за отчетный период было установлено больше, чем производитель отгрузил Заказчику. С каждым таким выявленным случаем разбираются, в том числе и с привлечением правоохранительных органов. Если бы не было такой статистики у АО «УВЗ-Транс», то схемы с подделкой паспортов могли бы работать вечно, угрожая безопасной эксплуатации грузовых и пассажирских поездов на сети железных дорог.
В заключение стоит привести несколько значимых фактов по эксплуатации инновационных грузовых вагонов, производства АО «НПК «Уралвагонзавод». Всё уральские вагоны сейчас отслеживаются на предмет установки легитимных деталей. На всех осмотренных вагонах гарантированно стоят оригинальные запчасти. Собственник на инновационном вагоне зарабатывает в целом больше, чем на обычном, и это в том числе по причине его увеличенного ресурса безотказной и безаварийной работы. Так, например, количество отцепок у полувагонов АО «НПК «Уралвагонзавод» в 2022 году снизилось, а оборот вагона значительно вырос. Считаем, что в достижении этих показателей есть и заслуга совместной работы сотрудников ОАО «РЖД», ООО «УКБВ», АО «УВЗ-Транс» и ответственных вагоноремонтных предприятий, неукоснительно выполняющих требования ремонтной документации и использующих в своей работе только оригинальные запчасти.